Теоретические основы дрессировки

Общие сведения о дрессировке

Некоторые владельцы категорично заявляют, что их пес умен от природы, а дрессировка сделает из него скучную, покорную и безынициативную собаку. И это в корне неверно. Собака наследует от своих предков лишь инстинкты, при этом она вынуждена жить в человеческом обществе, и ответственность за ее поведение целиком ложится на владельца. В условиях социума значение контроля над собакой нельзя переоценить, поскольку это ключ к безопасности и взаимопониманию. Опытный владелец постоянно замечает язык телодвижений своего питомца, улавливает изменение тональности лая, прослеживает направленность внимания и взгляда. Целенаправленная дрессировка позволяет направлять энергию животного в полезное русло, а постепенность обучения позволяет осваивать все более сложные задачи. Таким образом, дрессировка – это выработка у животных определенных навыков (привычек), необходимых для управления их поведением и использования для нужд человека.
Для успешной дрессировки необходимо соблюдать следующие правила.

  1. Возникновение условного рефлекса возможно лишь при наличии двух раздражителей: условного (команда) и безусловного (пища, рывок поводка).
  2. Выработка условного рефлекса должна основываться на базе сильного безусловного рефлекса. Только в этом случае условный рефлекс выработается достаточно стойко и в короткое время. Поэтому если условный рефлекс вырабатывается на базе безусловного пищевого, то собаку перед работой рекомендуется не кормить. Если команду «Сидеть!» подавать громким голосом, а на поясницу не давить, а лишь прикасаться к ней (т. е. оказывать слабое раздражение), то рефлекс не образуется.
  3. Условный и безусловный раздражители нужно правильно сочетать во времени. Безусловный раздражитель применяют через 1–2 секунды после условного. Например, подают команду «Рядом!» и через 1–2 секунды делают рывок поводка. Обратный порядок приводит к нулевому результату.
  4. Для выработки условного рефлекса необходимы время и достаточное количество повторений условного и безусловного раздражителей. На этапе обучения командам рекомендуется повторять упражнение от 10 до 15 раз в день. Более частое повторение утомит щенка и сделает процесс дрессировки скучным и неинтересным.
  5. Начальное обучение нужно проводить в тихом, спокойном месте. Посторонние раздражители (громкие звуки, чужие запахи, двигающиеся объекты, посторонние люди и животные) вызывают у щенка ориентировочный рефлекс и отвлекают его. Однако когда команда разучена и условный рефлекс уже выработан, обстановку следует постепенно усложнять, чтобы собака могла работать в условиях любой сложности.
  6. Команды следует подавать четко, однократно, без лишних слов и крика.
  7. Сила раздражителей должна соответствовать особенностям нервной системы собаки. Рабочая собака должна иметь сильный темперамент (см. «Приобретение молодой собаки»), быть бодрой и здоровой. У животного, имеющего психические проблемы или физические недуги, условные рефлексы вырабатываются плохо.
  8. Дрессировщик должен следить за своими эмоциями. Обращаться с собакой нужно спокойно, без злобы и раздражения. При чрезмерном психологическом прессинге и грубом физическом воздействии процесс обучения тормозится защитными реакциями организма.

И еще один секрет успеха. Дрессировщики знают, что урок нужно заканчивать в тот момент, когда собака находится в высшей точке успеха. Иначе говоря, в конце занятия добейтесь, чтобы ваш питомец «чисто» выполнил ту или иную команду. Этому способствует рекомендуемая структура урока: вначале изучается «новый материал», а позже приходит время и для повторения хорошо знакомых упражнений. Так собака лучше запоминает, что она сделала правильно, закрепляя желательный стереотип поведения в дальнейшем. Заканчивая урок на положительных эмоциях, вы сохраняете заинтересованность собаки в учебе и удовольствие от самого процесса дрессировки. Чувствуя вашу поддержку и одобрение, собака становится более уверенной в своих действиях. Со временем желание заслужить вашу похвалу и расположение становится главной направляющей силой поведенческих реакций животного.
Обучение собак осуществляется различными методами. Под методом дрессировки понимают комплекс способов и приемов, при помощи которых у дрессируемой собаки вырабатываются условные рефлексы. Обычно используют механический, вкусопоощрительный, контрастный, подражательный методы, а также метод переключения поведенческих реакций.
При использовании механического метода условный раздражитель (команда) подкрепляется механическим воздействием – негативным (нажим, рывок за поводок, удар прутом) или позитивным (поглаживание, почесывание, ласковое похлопывание). Так, отработка команды «Сидеть!» сопровождается нажимом рукой в области крестца собаки и легким натягиванием поводка вверх и назад. Имейте в виду, что жесткие негативные воздействия могут вызвать у четвероного воспитанника угнетенное состояние и даже открытую боязнь дрессировщика. Кроме того, даже такое механическое воздействие, как физическая ласка, может слишком отвлекать собаку. Например, не гладьте щенка по спине, когда он принял по команде лежачее положение, так как песик тут же начинает играть с рукой, перекатывается на спину или вскакивает с места. Таким образом, механическое воздействие следует применять избирательно для обучения излишне возбудимых или слишком робких животных.
При вкусопооощрительном методе условный раздражитель (команда) подкрепляется дачей собаке лакомства. Например, при обучении команде «Ко мне!», вы демонстрируете лакомство, а потом отдаете его щенку сразу же после того, как он подойдет и послушно усядется возле левой ноги. Вкусопоощрительный метод используется для выработки у собак общедисциплинарных и специальных навыков. Условные рефлексы на основе пищевого подкрепления вырабатываются относительно быстро и удерживаются стойко. Кроме того, пищевая мотивация заставляет собаку работать охотно, а удовлетворение потребности в пище укрепляет привязанность к дрессировщику. Вкусопоощрительный метод дрессировки особенно актуален при обучении маленького щенка, тонкая психика которого требует преобладания положительных эмоций. Чаще всего вкусопоощрительный метод сочетается с механическим. Например, подав команду «Сидеть!», вы делаете нажим в области поясницы и натягивайте поводок вверх и назад, а когда собака сядет, угощаете ей лакомством. Это способствует четкой, безотказной работе собаки в различных условиях. Некоторых заядлых «пищевиков», привыкших выполнять команды только за кусочек лакомства, бывает очень трудно приучить повиноваться без печенья и сосиски.
Контрастный метод дрессировщики называют «методом кнута и пряника». Его суть в том, что правильные действия собаки в ответ на условный раздражитель (команду) находят положительное подкрепление, а неправильные – отрицательную коррекцию. Например, если ваш песик при обучении команды «Рядом!» послушно идет у левой ноги, то он заслуживает вашу ласку и лакомство, а если же он начинает тянуть в сторону, то получает в ответ неприятное механическое воздействие в виде рывка поводка. Более взрослая собака должна приучаться работать исключительно за похвалу.
Подражательный метод основан на использовании врожденной способности животного подражать действиям своих собратьев. Например, достаточно одной собаке начать лаять, как ее голосовой сигнал подхватят другие животные. Подражательный метод с успехом используют как для обучения курсу послушания, так и в охранной дрессировке. Известно, что в присутствии невоспитанной собаке, щенок сам начинает демонстрировать непослушание. В свою очередь, прогулки в обществе взрослого животного «с хорошими манерами» будет способствовать выработке правильного стереотипа поведения и у молодняка.
Метод переключения внимания в последнее время применяется дрессировщиками достаточно широко. Его преимущества – в минимализации силовых методов и исключении травмирующего действия на психику собаки. Используя сильный звуковой, зрительный или запаховый раздражитель, дрессировщик имеет возможность кардинально изменять поведенческую реакцию и направлять деятельность собаки в нужное русло. Именно так можно отучить щенка от большинства плохих привычек (см. «Плохие привычки и фобии»), а также скорректировать агрессивное поведение (см. «Агрессия и преодоление конфликтных ситуаций»).
Уроки дрессировки должны быть спланированы заранее. Работайте со своей собакой в течение коротких периодов – от 10 до 15 минут. Удерживать внимание щенка еще сложнее и на первых порах занимайтесь лишь по 3–5 минут. Работайте так, чтобы ни вам, ни собаке не было скучно. Если возможно, прекращайте урок на положительном моменте выполнения. Стресс, сонливость, плохое самочувствие и раздражение мешают процессу обучения.
Учитывая закономерности образования навыка, не следует на одном занятии начинать выработку нескольких новых команд. Урок дрессировки чем‑то сродни уроку в образовательной школе и включает в себя «вступительную часть», «проверку домашнего задания» и «изучение нового материала». Таким образом, целесообразно вырабатывать один новый навык, затем сделать перерыв в работе на 5 минут, изменить обстановку и лишь после этого переключиться на другую деятельность – например, повторить уже знакомые команды. В процессе дрессировки нужно поддерживать оптимальный режим упражнений с учетом степени активности собаки. Если у животного быстро формируется навык, то продолжительность занятий и количество упражнений можно сокращать до минимума, но так, чтобы навыки на каждом уроке упрочивались и совершенствовались.
Во время обучения собака проходит через три стадии умственного, физического и эмоционального взросления. Каждый из этих этапов индивидуален, т. к. любой щенок имеет собственный набор сильных и слабых качеств. Владельцам, занимающимся дрессировкой, следует понять, что собственно процесс обучения достаточно короткий в том смысле, что щенка можно познакомить с пятью основными командами в течение 2–3 недель. Иное дело – выработка условного рефлекса, закрепляющая навык. Для этого требуется от нескольких месяцев до полугода. Например, собака, изучившая команду «Сидеть!», обучается в это время принимать требуемую позу безотказно, независимо от внешних обстоятельств. И, наконец, период взросления животного длится около трех лет и подразумевает оттачивание искусства дрессировки, позволяющее легко управлять собакой в любых ситуациях, выполнять ответственную работу вместе с четвероногим напарником и при этом с каждым днем укреплять взаимное доверие и привязанность.
Самое большое разочарование приходится как раз на середину процесса дрессировки, когда владелец начинает сомневаться в возможностях своего питомца, полагая, что дрессировка продвигается недостаточно быстро и эффективно. Поэтому хочу заверить вас, что ни у одной, даже самой талантливой собаки под руководством самого искусного дрессировщика не бывает все четко и гладко. Процесс обучения ВСЕГДА проходит по кривой – с многочисленными взлетами и падениями. Маленький щенок познает мир и учится с удовольствием, испытывая сильную зависимость от хозяина.
Проблемы начинаются в подростковом возрасте, когда песик внешне становится подобен взрослой собаке. Но это – лишь внешняя иллюзия. Молодой пес должен пройти длительный период юношества. Это время усиленной выработки гормонов, и многие животные так или иначе пытаются проявлять непослушание и агрессию. Юные собаки могут выглядеть физически созревшими, но по духу они еще подростки с неустановившейся психикой.
Период юношества начинается в возрасте 8–9 месяцев и заканчивается в два, а то и в три года. За это время собака может многому научиться, но эффективное обучение невозможно без повторения базовых навыков. Тренировки – это наиболее утомительная и неизменно повторяющаяся часть дрессировочного процесса, поэтому владельцы легко теряют терпение, считая, что их собака может обойтись и без такой длительной учебы.
Если вы сталкивайтесь с трудностями – не считайте свою собаку тупицей. Скорее всего, вы просто не нашли к ней правильного подхода. К тому же владельцу подчас требуется такое же усиленное обучение, как и его собаке. Помните, что ваша задача, как члена команды, – думать и принимать решения за двоих. Вы должны понимать свою собаку, уметь предсказать ее поведение и скорректировать ее реакцию.
Факторы окружающей среды по‑разному влияют на работоспособность собаки. Наиболее благоприятным для дрессировки является температурный режим от –10 °C до 20 °C. Собаки, содержащиеся в вольерах, считаются более приспособленными к перепадам погоды, чем квартирные питомцы. Короткошерстные породы плохо переносят холод, а многие длинношерстные – жару. Не следует тренировать в жаркую погоду животных с рыхлой конституцией (мастифов, сенбернаров, ньюфаундлендов и др.), а также короткомордых собак с затрудненным дыханием (боксеров, бульмастифов, бульдогов, мопсов). Перегрев грозит им сердечным приступом, что часто приводит к смерти даже молодых особей.
Существенно влияет на работу собаки ветер, его направление и сила. Например, восприятию звуков способствует встречный ветер и мешает попутный. Холодная, ветреная погода может стать причиной отказа от работы квартирных собак, привыкших к комфорту.
Что касается запаха, то влажность воздуха и почвы способствует его сохранению. Владельцы кобелей, наверное, замечали с каким тщанием после дождя пес обнюхивает запаховые метки, оставленные другими собаками. Известно, что собачий нос – уникальный живой прибор. Так, при хорошей тренировке собаки активно идут по следу, даже если отпечаток обуви прошедшего человека покрывает слой снега до 12 см. Обильный снегопад и сильный дождь сильно снижают работоспособность собак, а некоторые домашние любимцы вообще предпочитают сидеть в тепле и уюте в такую непогоду.

Как собаки обучаются

На поведение животного влияют наследственные факторы и обучение. Чем большую долю в поведенческих реакциях занимает компонент обучения, тем легче управлять вашей собакой.
Традиционно физиологические основы дрессировки рассматриваются с позиций условно‑рефлекторной теории И. П. Павлова. В соответствии с ней все формы поведения животных могут быть объяснены на основе принципа рефлекторной нервной связи. При этом сущность дрессировки состоит в выработке и использовании в работе нужных условных рефлексов. Согласно этому принципу ранее нейтральный раздражитель – например, команда «Сидеть!», многократно сочетаемая с принудительной посадкой собаки, – приобретает значение условного раздражителя, запуская дугу условного рефлекса и вызывая требуемые действия животного. Не вдаваясь в тонкости физиологии, скажу, что дуга условного рефлекса – это замыкание временной связи между слуховым и двигательным центрами головного мозга. Рефлекс считается закрепленным, если собака, не задумываясь, усаживается в требуемую позу, едва услышав знакомый звуковой сигнал.
Этологи утверждают, что собаки учатся друг у друга, у своего хозяина и его окружения. Как утверждает мудрая пословица: «Дурной пример заразителен». Поэтому убедитесь, что уроки, которые ваш питомец пассивно усваивает, являются положительными. Известно, например, что в обществе невоспитанной собаки щенок «забывает» команды и «не слышит» хозяина, ведя себя под стать неуправляемому сородичу. Молодые собаки особенно склонны к обучению путем наблюдения и имитирования. Опытные дрессировщики часто берут с собой на урок хорошо обученную собаку, которая своими действиями провоцирует щенка выполнять команды. Так, наблюдая как взрослый пес преодолевает барьер и получает за это лакомство, щенок самостоятельно обучается такому поведению гораздо быстрее, чем те, у кого нет четвероного «учителя».
Однако большую часть жизненного опыта собака получает, используя метод проб и ошибок. Действие, которое влечет за собой удовлетворение потребности, собака норовит повторить еще и еще раз, а действие, которое причинило неприятные ощущения, старается избежать. Метод проб и ошибок широко используется в дрессировке, обеспечивая целенаправленное воспитание животного для выполнения той или иной деятельности (см. «Первые дни щенка в новом доме», «Начальное воспитание щенка», «Плохие привычки и фобии»). В общей сложности такое обучение включает в себя манипулирование системой наказаний и вознаграждений. Положительное подкрепление желаемого от собаки действия способно повысить вероятность того, что это действие она воспроизведет снова и снова. В качестве положительного подкрепления используются пища, игрушки, физическая ласка, словесная похвала и внимание со стороны владельца.
Условные рефлексы вырабатываются быстрее, если нужные движения собака совершает сама, и они вовремя подкрепляются дрессировщиком. Можно вызвать у собаки пассивные движения – например, заставив ее сесть, нажав в области поясницы. Но рефлекс на слово: «Сидеть!» образуется быстрее, если создать такие условия, чтобы собака начинала усаживаться сама. Широко известен «бесконтактный» способ обучения этой команде, когда дрессировщик вынуждает животное принять нужную позу, держа кусочек корма над головой щенка. В этом случае собака самостоятельно, «по доброй воле» выполняет те действия, которые от нее требуются, и в результате обучается гораздо охотнее и активнее.
При использовании пищи в качестве положительного подкрепления давайте как можно меньший кусочек – например, кубик мяса величиной в сантиметр или гранулу сухого корма. Если ваш питомец особенно любит угощение, можно постараться нарезать еще меньшие кусочки. Дрессировщики утверждают, что, получая лакомство в процессе обучения командам, собака не должна отвлекаться на пережевывание, схватив крупный кусок. Для щенков в возрасте 8–9 месяцев применение мелких порций лакомства означает большее количество подкреплений в течение одного тренировочного занятия при интенсивной дрессировке. Важно точно распознать момент, когда следует вознаграждать собаку лакомством. Например, если при отработке команды «Сидеть!» щенок успел вскочить еще до того, как получил вкусный кусочек, – значит, вы запоздали с подкреплением и в результате поощрили подскок с места, а не сидячее положение. При использовании вкусопоощрительного метода при начальном воспитании подкрепляйте желаемое поведение каждый раз, когда оно проявляется. Однако после того, как песик овладеет трюком, использование лакомства становится периодическим и в конце концов должно сойти на нет.
Некоторые специалисты утверждают, что выбор пищевого вознаграждения зависит от трудности выполненной команды. Например, если пес «чисто» преодолел сложное препятствие, то он должен получить кусочек побольше и вашу искреннюю похвалу. К. Пайер говорит, что наилучший результат требует соответствующего вознаграждения – в десять раз большего, чем обычное подкрепление, что является приятным сюрпризом для собаки. Дрессировщица придает особое значение необходимости таких неожиданных вознаграждений, чтобы удержать «ученика» от впадения в апатию и поддержать его стремление к достижению наилучшего результата.
В свою очередь отрицательная коррекция – это то, чего собака старается избежать. Этот принцип лежит в основе переобучения собаки, когда она вынуждена избавляться от своих «дурных» привычек прыгать на хозяина, дергать поводок на прогулке, подбирать отбросы с земли, грызть мебель в доме и т. д. (см. «Плохие привычки и фобии»). Для того чтобы коррекция была эффективной, наказание должно применяться в самый момент или в течение нескольких секунд после совершения нежелательного поступка. Чем дольше период между нежелательным поведением и «возмездием», тем меньше результативности перевоспитания и с тем большей вероятностью проступок будет повторяться. Когда навык прочно закреплен, он проявляется автоматически на условный сигнал и без подкрепления, поэтому даже сытая собака будет хорошо работать по командам дрессировщика. Здесь уже ведущая роль в формировании поведенческих реакций начинает принадлежать внешним факторам и возникшей потребности совершать определенные мышечные движения. Подобный динамический стереотип проявляется, например, когда собака, обученная преодолению разнообразных барьеров, начинает самостоятельно, без команды, работать на полосе препятствий.
Можно выделить также обучение приучением, в результате которого собака привыкает к действию одного и того же раздражителя и перестает на него реагировать. Например, попав семью, где молодые люди увлекаются громкой музыкой, щенок первое время может чувствовать себя взволнованно и напряженно. В конце концов, льющаяся из динамиков музыка станет частью общего шума нового окружения и потеряет для собаки свою значимость. Метод приучения используется для смягчения фобических реакций и избавления от страхов (см. «Плохие привычки и фобии»).
Скрытое обучение проходит ненавязчиво и незаметно для владельца, не проявляясь до тех пор, пока в нем нет необходимости. Например, собака, общавшаяся с маленькими детьми в период социализации, спокойно и даже дружелюбно относится к ним в течение всей своей жизни. Именно поэтому очень важно знакомить собаку с разнообразием внешнего мира с самого детства. Прогулки и положительный опыт в наиболее впечатлительном юном возрасте настолько важны, что щенки, прожившие этот период в изоляции, почти никогда не догоняют в умственном развитии своих адаптированных ровесников.
Некоторые специалисты выделяют и так называемое обучение через понимание, что можно назвать «рациональным мышлением животных». Хотя пока еще это спорный вопрос – могут ли животные мыслить, но я верю в их своеобразный разум. Посмотрите, как работает собака, обученная охранной дрессировке. Вступив в единоборство с человеком, она умеет предвидеть и просчитать его действия, в том числе отвлекающие внимание хитрые маневры. Еще русский физиолог И. П. Павлов отмечал богатый эмоциональный фон, смышленость и терпение собак. Используя память о прошлом опыте, они могут достигать одного и того же полезного результата посредством разных двигательных комбинаций. Эмоции сигнализируют о полезном или вредном воздействии на организм, обусловливая целенаправленное поведение. Так, если собака не может преодолеть барьер, то она всем своим видом выражает отрицательные эмоции и виновато «просит» хозяина не заставлять ее прыгать. А вот если препятствие взято – животное выглядит довольным и радостным, виляет хвостом, ласкается к дрессировщику и всем своим видом показывает удовлетворенность результатом.
В ходе опытов установлено, что без участия эмоций приобретение новых навыков вообще не происходит. Разные потребности порождают у животного разные эмоции, но проявиться в каждом конкретном случае может лишь та потребность, которая вызовет более сильную (доминирующую) эмоцию, пересилившую все прочие. Например, неплохо дрессированный кобель утрачивает бдительность и даже напрямую отказывается работать, когда рядом появляется сука в течке. Наблюдательный владелец замечает все типичные особенности внешнего проявления эмоций у своей собаки и предвидит ее действия на возможные изменения в окружающей обстановке. Специалисты называют это термином «чувствовать собаку». Лишь путем достижения хорошего контакта можно научиться диагностировать агрессивное внимание по чуть‑чуть сдвинутым вперед ушам, напряженность – по вытягиванию шеи, а предстоящую атаку – по изменившемуся взгляду.
Поведение животных складывается из бесконечного множества ответных реакций на внешние и внутренние раздражители. Формы поведения обусловлены сложными механизмами, включающими избирательную активность в процессе взаимодействия с окружающей средой. При обучении необходимо уметь правильно анализировать поведение собаки, учитывать состояние ее здоровья, возраст, условия выращивания и воспитания, преобладающую реакцию поведения, особенности типа нервной системы, двигательную активность, естественные повадки, привычки и в соответствии с этим определять методику обучения. Все это входит в понятие «индивидуальный подход».
Щенки в возрасте до 8 месяцев весьма чувствительны к раздражителям, особенно отрицательным механическим, что при жестком характере дрессировщика может привести к развитию трусости и пассивной оборонительной реакции. Молодняк следует постепенно втягивать в процесс дрессировки, строго соблюдая режим упражнений и применяя в основном подражательный и вкусопоощрительный методы. При дрессировке собак старше трех лет навыки вырабатываются труднее, особенно если животным не уделяется должное внимание со стороны владельцев. В этом случае применимо понятие «переобучение», так как к этому возрасту обычно формируется целый набор нежелательных привычек, направляющих действия собаки. Это могут быть безобидные черты (такие как проявление ласки ко всем посторонним без разбора) и настоящие «дурные манеры» (такие как воровство и агрессия). Дрессировщики знают, что коррекцию поведения взрослых животных с устоявшимися стереотипами проводить довольно сложно (см. «Плохие привычки и фобии»).
Работу со взрослой собакой существенно облегчает правильное определение преобладающей реакции поведения. Например, если доминирует пищевая реакция, то при выработке навыков следует применять пищевые раздражители. При наличии пассивно‑оборонительной реакции и робости необходимо всячески подбадривать собаку, развивать ее уверенность в собственные силы и доверие к хозяину. У доминантных особей решение проблемы сводится к снижению агрессивности, недопущению прямой конфронтации и постепенному привыканию собаки подчиняться (см. «Агрессия и преодоление конфликтных ситуаций»). Если у животного сильно выражена ориентировочная реакция, необходимо поначалу выбирать для дрессировки тихие места и спокойную обстановку, в то же время уделяя особое внимание социализации собаки и привыканию к различным предметам и явлениям для выработки впоследствии индифферентного к ним отношения.
При дрессировке собак с возбудимым типом нервной системы следует осторожно и постепенно вырабатывать тормозные навыки. Для этого с самого детства щенка приучают к выдержке, вводя в курс обучения специальную команду «Ждать!». Активные игры можно использовать в качестве поощрения при отработке у собаки навыков самоконтроля. Например, приучите собаку ложиться и не изменять требуемого положения по команде «Лежать! Ждать!», демонстрируя ей любимую игрушку. Если животное послушно выжидает, не сводя вожделенного взгляда с мячика, дайте команду «Играй!» и отдайте игрушку собаке. Увеличивайте продолжительность упражнений на выдержку очень постепенно, так как в противном случае перенапряжение тормозного процесса может привести к неврозу. В свою очередь, активные и непоседливые собаки проявляют большую работоспособность при выполнении динамических упражнений.
Собаки со слабым типом вышей нервной деятельности (меланхолики) обычно считаются непригодными для выполнения серьезной работы. Эти животные недостаточно выносливы и часто пугливы. Однако они имеют высокую врожденную чувствительность – обонятельную, слуховую, зрительную, что позволяет использовать эти способности в следовой и розыскной службе. Обращаться с таким животным нужно бережно и внимательно, излучая положительные эмоции и спокойствие.

Что такое функциональность собаки

Ни одна, даже самая умная и сильная собака не может освоить все собачьи профессии и выполнять все без исключения функции. Как ни один живой организм не может быть универсальным и действовать безотказно в любых условиях. Особенности той или иной собаки можно разделить на: базовые особенности; основные поведенческие реакции; функциональные качества.

  1. К базовым особенностям относятся: породные характеристики; здоровье, физическое развитие; личностные психологические характеристики.

Под породными характеристиками подразумевается специфика поведения и особенности экстерьера той или иной породы. При покупке собаки обязательно необходимо учитывать соответствие породных характеристик выбранной службе. Например, огромный тяжелый мастиф может повалить человека на землю одним рывком мощных челюстей, но при этом он не способен прыгать в высоту на спортивных состязаниях, как это делает легкий и грациозный доберман. Фокстерьер может быть прекрасно развит физически, обладать сильной нервной системой и даже пройти курс защитной дрессировки, но реально он просто не способен стать собакой‑телохранителем. Таким образом, объективная оценка преимуществ и недостатков породы является основополагающим фактором при выборе собаки. Порода – это не только генетически закрепленный набор внешних характеристик облика животного, но и его типичная натура, стереотип поведения, характер.
Кроме особенностей анатомического строения, способность к выполнению той или иной деятельности определяют показатели здоровья и физическое развитие собаки. Естественно, что огромное значение имеют исходные показатели здоровья. Врожденные пороки развития нередко несовместимы с жизнью, поэтому щенки, имеющие грубые нарушения органов и систем погибают в первые дни или месяцы жизни. Однако существует много наследственных патологий, с которыми собаки живут до старости, но при этом страдают различными хроническими заболеваниями.
Как в процессе прохождения курса дрессировки, так и во время последующей работы организм животного испытывает большие физические и психологические нагрузки. Например, для получения диплома III (высшей) степени по немецкой дрессировочной системе Шуцхунд (Schutz‑hund) от собаки требуется безукоризненное выполнение курса послушания – в частности, умение преодолевать глухой барьер высотой в 180 см, а также выполнение аппортировки предмета весом в 2 кг на ровной местности и весом в 650 г с прыжком через метровый барьер. Курс защиты включает не только обнаружение и облаивание, но также задержание и преследование «уловного злоумышленника». Иначе говоря, рабочая собака не должна бояться вступить в бой с человеком и иметь силы выиграть его.
Понятно, что выдержать подобный жесткий ритм может только здоровое, физически развитое животное, не отягощенное плохой наследственностью и хроническими болезнями. Например, собака с пороками развития опорно‑двигательной системы, перенесшая травму или имеющая слабое развитие костяка и мышц, имеет низкий КПД своей активности. Она быстро устает и пытается прилечь, отвлекается на боль и хромает, поэтому просто не в состоянии выполнить высотный прыжок или бег на выносливость. Собака с проблемным желудком требует специальной диеты, неактивно реагирует на пищевые раздражители, часто находится в угнетенном состоянии, испытывая тошноту и боль. Все это еще раз подчеркивает необходимость ответственного отношения к своему питомцу, обеспечения его сбалансированным питанием, предоставления активного моциона, а также необходимой ветеринарной помощи.
Функциональность собаки во многом определяется ее психологическими качествами, в основе которых лежит темперамент, как врожденный набор личностных характеристик. Для какой бы службы вы ни планировали использовать собаку, у нее обязательно должен быть сильный и уравновешенный темперамент. Именно это качество определяет, будет ли ваш пес активно и длительно работать во время дрессировки и насколько интенсивно пойдет процесс обучения.
Доминантность связана с защитным инстинктом и присуща так называемым «жестким» собакам. Такая собака не отступит и не подведет в реальном бою. Она способна выполнять защитную работу под натиском нападающего, который активно сопротивляется, кричит, применяет удары и другие сильные раздражители. Ярость атаки только форсирует силу и крепость этих псов. В противоположность этому «мягкая» собака может по началу демонстрировать нешуточную агрессию, лаять, скалиться и грозно рычать, но под давлением нападающего она непременно прейдет к отступлению. Физическая боль и психологический прессинг запугают ее, а инстинкт пассивной защиты возьмет верх над требованием дать отпор. От силы нервной системы зависит также, способна ли собака идти по следу большой протяженности, длительное время искать взрывчатку при неблагоприятных погодных условиях и вообще выполнять свои функции в экстремальных условиях.
Как известно, еще академик И. П. Павлов выделил четыре типа высшей нервной деятельности, отличающиеся силой, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов.
Меланхолический тип характеризуется слабостью, неуравновешенностью, малоподвижностью нервных процессов. Такие собаки дрессируются с большим трудом, плохо усваивают задание и недолго сохраняют изученное в памяти. Зачастую они проявляют пассивно‑трусливое поведение с панической реакцией на внешние раздражители. Практическое использование таких собак исключается вследствие неадекватных поведенческих реакций.
Возбудимый неуравновешенный тип (холерик) характеризуется силой и необычайно подвижностью нервных процессов, но при этом возбуждение преобладает над торможением. Собаки этого типа энергичные, активные, но часто безудержные и агрессивные. Их проблема в том, что у них слишком низкий стрессовый порог, что проявляется психическими срывами в ответ на внешние раздражители. При дрессировке у таких собак с трудом вырабатываются выдержка в различных положениях и дифференцировка раздражителей.
У сангвиника нервные процессы сильные, подвижные и уравновешенные. Такие собаки наиболее пригодны к дрессировке. Они легко и с удовольствием обучаются, активны, смышлены, игривы и выносливы. Они легко адаптируются в новых условиях, а их работоспособность мало зависит от внешних раздражителей.
Флегматический тип высшей нервной деятельности характеризуется силой, уравновешенностью, но при этом инертностью нервных процессов. У таких собак навыки вырабатываются с трудом, но удерживаются стойко. Флегматики спокойны, невозмутимы, размеренны; отличаются слабой мотивацией деятельности и медлительностью.
В реальности типы высшей нервной деятельности преимущественно встречаются в смешанных, промежуточных формах. Идеальная рабочая собака не должна быть ни малоподвижной, ни чрезмерно возбудимой. Ее главная черта – желание кипучей деятельности, которое отражается и в глазах, и в чуткой, настороженной позе. Конечно же, применяя специально разработанные методики, можно дрессировать собак и флегматического, и холерического типа высшей нервной деятельности, но эффективность их практического использования будет значительно ниже.
Следует отметить, что все указанные базовые характеристики собаки связаны с ее функциональностью. Так, собаке с недостатками в физическом развитии будет недоставать скорости, выносливости и ловкости, что существенно снизит результаты курса дрессировки на послушание. Животное со слабым темпераментом имеет низкий стрессовый порог, что обеспечивает перегрузку центральной нервной системы и развитие всевозможных заболеваний. Такая собака не может адекватно реагировать на сильные раздражители, усваивать сложные команды в процессе курса дрессировки и эффективно выполнять возложенную на нее работу.

  1. Развитие основных поведенческих реакций определяется как врожденными качествами, наклонностями и способностями собаки, так и ее жизненных опытом, воспитанием и дрессировкой животного. Даже при наличии врожденного инстинкта реакция поведения животного на ту или иную обстановку может быть целенаправленно изменена. Дрессировщики знают, что самую перспективную и способную собаку можно загубить бездарным воспитанием.

К основным поведенческим реакциям, влияющим на функциональность и использование рабочей собаки, являются: оборонительные, охотничьи, пищевые, обонятельно‑поисковые, ориентировочные.
Оборонительное поведение собаки базируется на развитом защитном инстинкте. Под активной оборонительной реакцией подразумевается уверенность собаки в своих силах, способность стоически реагировать на раздражители большой силы, защищать себя, свою территорию, владельца и инициативно атаковать, навязывая свою волю противнику. Иногда охранное поведение некоторые кинологи сводят лишь к проявлению агрессии, что, на мой взгляд, неверно. Собаки с пассивной оборонительной реакцией при угрозе обычно спасаются бегством или вжимаются в землю, демонстрируя всем своим видом полнейшую покорность и страх. Некоторые из них при дальнейшем натиске начинают истерически кусаться, борясь не на жизнь, а на смерть. Привить животному с подобным стереотипом поведения иную реакцию на окружающий мир и воспитать из него собаку‑телохранителя невозможно, так как это подразумевает ломку врожденных характеристик.
Впрочем, отсутствие желания активно нападать и кусать незнакомца не есть обязательный признак пассивной оборонительной реакции. Такое поведение свойственно уравновешенным, социальным животным, получившим красноречивое прозвище «любимцы семьи». Мне довелось видеть одного дрессировщика, хвалившегося тем, что он способен за одно‑единственное занятие научить любую собаку приемам обороны. Его методика была проста. Он привязывал животное на очень коротком поводке к столбу и подходил к нему со стеком в одной руке и дрессировочным рукавом на другой. И начиналось избиение. Если пес переходил в наступление сразу, обнажал клыки и яростно хватал рукав, то урок был коротким. Но таких собак было немного. Большинство воспитывались дружелюбными и покладистыми, привыкшими к доброжелательному отношению со стороны людей. Они не знали, как реагировать в подобной ситуации. Их прошлый опыт и вся программа обучения не позволяли кусать человека. Будучи ошарашенными, они поначалу отступали, прижимались к земле, неуверенно огрызались а потом просто впадали в состояние запредельного торможения, не отвечая на внешние воздействия. В результате такого экспресс‑курса дрессировки собаки получали мощнейший стресс, а их дальнейшая реакция на человека могла быть неадекватной.
Активное защитное поведение абсолютно необходимо рабочей собаке, применяемой в качестве сторожа или охранника. При этом повышенная агрессия в сочетании с возбудимостью нервной системы зачастую мешает выполнению животным своих функций в местах большого скопления людей или при экстремальных условиях. В условиях города выраженный охранный инстинкт и собственническое отношение к территории может спровоцировать нападение собаки на соседей, гостей и даже членов семьи владельца. Впрочем, если столь активного и склонного к агрессии пса с юности сдерживать и переключать с помощью специальных методик воспитания, а при необходимости подвергать жесткой физической коррекции, то интенсивность выпадов с возрастом заметно снизится.
Необычайно развитый охотничий инстинкт заставляет гончих псов, не останавливаясь, в течение суток бежать по следу зверя, забыв про еду и отдых. У служебных псов инстинкт преследования прежде всего формирует аппортировочную реакцию, т. е. желание бежать за брошенным предметом, активно искать и поднимать его. Развитость охотничьего инстинкта подразумевает силу темперамента, физическую активность и работоспособность собаки. Подобные навыки абсолютно необходимы при специальной дрессировке собак по поисково‑спасательной службе. Кроме того, охотничий инстинкт используется в охранной дрессировке при обучении собаки догонять и хватать дрессировочный рукав или убегающего условного злоумышленника. Агрессия никак не связана с инстинктом преследования – собака может быть злобной и недоверчивой, но при этом она отказывается преследовать врага или нападать на него с большого расстояния.
Пищевое поведение – это заинтересованность в пище. Реакция на этот безусловный раздражитель у каждой собаки неодинакова и зависит от врожденных качеств, состояния здоровья и чувства насыщения. Естественно, безрезультатно использовать пищу в качестве положительной мотивации у сытого животного. Но тот, кто постоянно общается с собаками, знает, что существуют настоящие «ходячие желудки» – ненасытные животные с явно доминирующим пищевым поведением. Они ни на что не променяют свою драгоценную миску с кормом; они едят все подряд и почти всегда голодны. Однако потребность в пище может не быть ведущей даже у голодной собаки. Представьте себе, что охранный пес впадает в безудержную ярость при одном виде незнакомца и старается любым способом наказать его. Попытки дать лакомство злят такого агрессора еще больше, т. е. в этом случае доминирует оборонительная реакция, перекрывающая все остальные потребности.
Дрессировка на пищевой раздражитель является наиболее распространенной при обучении щенка. Однако очень сложно сформировать требуемую реакцию поведения у взрослых собак, ориентируясь лишь на пищевые рефлексы. Дача лакомства – очень сильный положительный стимул, применяемый в качестве подкрепления нужных действий животного, при этом слабая пищевая реакция не позволяет применять мотивационные методы специальной дрессировки.
Обонятельно‑поисковые поведенческие реакции в естественной среде используются животными для ориентировки на местности, розыска и преследования добычи, избегания опасности, поиска половых партнеров, во взаимоотношениях родителей и потомства и т. д. Известно, что запахи играют огромную роль в жизни животных. Собачий нос – это чудесный прибор, созданный природой и позволяющий псам жить в особом мире запахов, недоступном человеку. Обонятельные реакции могут существенно изменять линию поведения животного, активизировать или угнетать его активность. Так, кобель может забыть о своей службе и обязанностях, уловив издалека запах течной суки.
«Банк запахов» в собачьем мозгу насчитывает миллионы наименований. В частности, индивидуальный запах следов любимого хозяина вызывает радость и ассоциируется с приятными ощущениями. Попав в новое место, собака прежде всего изучает его «носом», тщательно обнюхивает и запоминает. Применительно к функциональности обонятельно‑поисковая поведенческая реакция – это стремление собаки искать пищу или аппортировочный предмет по запаху. Развитие этой реакции обязательно для всех видов собачьих профессий, связанных с работой по чутью. Дрессировка охотничьих, следовых, розыскных и специальных собак базируется на развитой обонятельно‑поисковой реакции.
Ориентировочные реакции включают в себя реагирование животных на комплекс зрительных и звуковых раздражителей и, подобно обонятельно‑поисковым, определяют взаимоотношения живых организмов со средой обитания и друг с другом. Зрение и слух – важнейшие источники информации для собак. Верхняя граница слухового диапазона у них в два раза шире, чем у человека (иначе говоря, собаки слышат более высокие частоты). В связи с анатомическим расположением глазных впадин и строением глаза собаки примерно в десять раз лучше, чем люди, воспринимают периферические виды, а также видят лучше человека при низкой освещенности.
Нарушения функционирования указанных органов чувств, а особенно полная потеря слуха или зрения, сильно сказываются на общей работоспособности пса. Именно поэтому хорошее развитие ориентировочных поведенческих реакций является обязательным условием для защитных собак. Например, чуткие уши различают неуловимый для человека звук, мозг идентифицирует его как враждебный и определяет его направление, и в результате охранная собака отвечает голосовой агрессией, облаивая источник шума. Промелькнувшая подозрительная тень выступает в качестве зрительного раздражителя, и собака‑сторож мчится разведать обстановку. Некоторые химические вещества, травма головы, радиация, диабет и эпилепсия могут ухудшать способность воспринимать мир в ощущениях.

  1. Функциональные качества собаки являются производными и зависят от базовых особенностей, от степени развития основных поведенческих реакций, а также от воспитания и дрессировки собаки.

Среди главных функциональных качеств кинологи выделяют: боевой потенциал, выносливость, управляемость.
Боевые возможности собаки напрямую связаны с силой ее темперамента и физическим развитием. Сильная телом и духом защитная собака должна быть в состоянии оказать сопротивление злоумышленнику, уметь задержать и вступить с ним в единоборство. Она должна не бояться ударов, уметь обезвредить вооруженного нападающего, научиться сражаться против группы людей, а также работать в экстремальных условиях.
Под термином «выносливость» подразумевается не только физическая крепость и закаленность, но и способность переносить длительные психологические нагрузки, воздействующие на собаку во время интенсивной дрессировки и в ходе службы. Это абсолютно необходимое качество для собак любой направленности работы, без него невозможны ни интенсивная дрессировка, ни эффективное применение на службе.
Комплексная выносливость организма определяется физическим развитием и здоровьем собаки, ее тренированностью, а также крепостью и силой нервных процессов. Для обеспечения высокой работоспособности рабочих армейских собак обучают в условиях, максимально приближенных к реальности. На дрессировочных площадках есть макеты домов, отдельных комнат, легковых и грузовых автомобилей. Окна в них затянуты специальной пленкой, имитирующей стекло. Собаки в атаке прорывают своим телом эту пленку, продолжая активные действия по задержанию злоумышленника. Пса учат бороться против холодного и огнестрельного оружия самых разных видов. Цепи, палки, бутылки, кастеты, ножи, пистолеты – ничего не должно остаться неосвоенным, чтобы в экстремальной ситуации пес не растерялся. Собак знакомят даже с огнетушителем в действии; их учат работать даже в противогазе – на случай, если помещение будет обработано слезоточивым газом. Для работы в воде и под водой для собак служб спецназа изготовлен даже особый акваланг, в котором загубник совмещен с маской. Собаки с низким порогом раздражимости и слабым темпераментом в таких условиях просто не способны адекватно реагировать на происходящее и выполнять свою работу.
Управляемость – еще одно необходимое качество для рабочей собаки, предназначенной для выполнения тех или иных функций. Способность подчиняться и умение работать в команде определяется доминантностью животного, потребностью в общении, социализацией, а также силой и уравновешенностью нервной системы. Собаки с сильным безудержным или слабым тормозным темпераментом несравнимо хуже управляемы, сложнее дрессируются, чаще проявляют неадекватные поведенческие реакции.
Залогом успеха работы тандема «кинолог‑собака» является взаимопонимание и уверенность друг в друге; поэтому управляемость животного – это прежде всего его послушание и предсказуемость. Собака должна безоговорочно выполнять команды, причем результативность их исполнения не должна зависеть от внешних раздражителей. Так, пес по команде «Лежать!» должен камнем упасть на землю, даже выполняя прыжок на задержание нарушителя. Подобные чудеса исполнительности достигаются лишь путем тщательного подбора собак‑претендентов и целенаправленной многодневной дрессировки.

Название книги — Дрессировка собак. Теория и практика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *